Эссе "Я - учитель"

"    …Признав непогрешимость книг

И абсолют образованья, Как часто мы считаем знаньем Лишь веру в знания других. А Знанье - опыт мой и твой. А Знанье - в нас, а не снаружи. Ньютон Закон известный свой В своем сознанье обнаружил. Хранит все свойства вещества Его мельчайшая частица. А ты - часть Космоса. Вершится В тебе вся тайна Естества…» (автор неизвестен)

Каждый волен сам выбирать себе судьбу. Однажды ее выбрала и я, решив, что быть учителем – это мое призвание. С той самой минуты ШКОЛА стала моей судьбой. Я люблю шум ее коридоров на переменках, веселый щебет «первоклашек», задумчивые взгляды выпускников на пороге взрослой жизни, рабочую тишину уроков, а больше всего люблю чистоту сердец и искренность в глазах моих учеников. В них жажда знаний, жажда жизни, в них добро и смятение, удивление и непосредственность, в них нет фальши и лицемерия, в них все настоящее и вечное.

Очень важный для меня момент – это первая встреча с моим учеником. Вот этот маленький ученик, совсем ещё ребенок, радостный, взволнованный, впервые переступает порог школы. Он радуется, ведь школа - символ взросления, ступенька к самоутверждению. А волнуется потому, что ему открывается новый мир, неизвестный. Он в состоянии предвкушения чуда. Очень важно для меня в этот момент не разрушить чудесную веру, и это ожидание чуда, чтобы ребенку хотелось каждое утро снова и снова идти в класс, чтобы он верил, что его там ждут и любят. Маленький человечек должен почувствовать себя в классе уютно, комфортно, уверенно вместе с друзьями и учителем.

Учитель – это я! А какой я должна быть в глазах ребенка?

Прежде всего, я должна быть интересна ему. Только тогда я смогу оказать на ребенка влияние. В свою очередь, я принимаю этого ребенка таким, какой он есть. Для меня важно этот маленький хрусталик не сломать, а сохранить, сберечь и довести до совершенства все грани его способностей и возможностей.

Я считаю, что нельзя делить учеников на способных и бездарных. Ведь, что такое «одаренность, талант»? Если ребенок победил в олимпиаде, значит - одаренный. Выиграл в конкурсе - талантливый. Отличник - конечно, одаренный. А что же остальные? Такой точки зрения придерживаются многие! Но одаренность в предмете лежит на поверхности. Ее сразу видно, не надо прилагать усилий для ее поиска. Этим и пользуются некоторые учителя, эксплуатируя этот дар своих самых ярких учеников. Почему же они не стремятся развивать одаренность в каждом ребенке? Ведь она проявляется не только в предметной области, но и в других видах деятельности и гранях личности ребенка! Все дети талантливы. И моя задача – в каждом ребенке увидеть талант и развить его. Это цель моего каждодневного труда, моего каждого общения с ребёнком. Мне близки слова Августа Бебеля: «В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком».

Личностно-ориентированный подход как нельзя лучше отражён в новых федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, которые предъявляют новые требования к образованию в плане формирования личности, готовой к действию, личности, способной подходить к решению задач с позиции сопричастности. Если раньше ученик шел в школу за знаниями, то сегодня знания перестали быть самоцелью. В свою очередь, иными стали и задачи обучения и воспитания – это формирование универсальных учебных действий. Я согласна с тем, что необходимо не поучать, а побуждать, не оценивать, а анализировать. Я, по отношению к ученику, перестаю быть источником информации, а становлюсь организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждаю его к действию.

На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и применению информации, умение принимать решения и доводить их до получения результата. И моя задача, как педагога, создать условия для этого.

Я считаю, что необходимо не поучать, а побуждать, не оценивать, а анализировать, поэтому стараюсь быть по отношению к ученику не источником информации, а организатором её получения, источником духовного и интеллектуального импульса.

Большие возможности в реализации возможностей ребёнка предоставляет исследовательская и проектная деятельность учащихся, которой я придаю особое значение при организации образовательного процесса.

Внеурочная деятельность также помогает каждому ребенку раскрыть, ту часть его души, ту часть его сущности, о которой он просто не догадывался. Взращивая зерно «невозможного» в каждом ребенке, мы делаем беспроигрышную ставку на наше будущее.

Еще одним важным педагогическим средством, стимулирующим развитие ребёнка, по моему мнению, является Портфель достижений. Это собрание фактов, материалов, демонстрирующих ученику его успехи за длительный период времени и в разных сферах деятельности. Работая с Портфелем достижений, ученик понимает, что он успешный и сам может строить траекторию своего развития.

Развитие личности ребёнка невозможно без умения оценивать им самим свои возможности, свои личностные качества, то, в чем он может преуспеть лучше других. Тогда не возникнет комплекса неполноценности, а учеба превратится для ученика в радостный творческий поиск. Нельзя оставлять без внимания самую крохотную победу, ведь малые победы неизменно повлекут за собой большие – только надо помочь.

За каждым ребёнком признаётся право на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития. Это обуславливает важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики. Современные требования, которые предъявляются к теории и практике образования, актуализируют проблему поиска наиболее эффективных методов и приемов коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, путей совершенствования организации, содержания и методик их обучения и воспитания.

Я считаю, что необходимым и решающим условием успешной социализации, развития социального опыта ребенка с ограниченными возможностями здоровья наряду с освоением им академических знаний является создание адекватного образовательного пространства с учётом принципов инклюзии. Несколько перефразировав слова Я. Корчака, приоритеты инклюзивного образования я могу выразить так: «… не сковывать, а освобождать; не подавлять, а возносить; не комкать, а формировать; не диктовать, а учить; не требовать, а спрашивать, переживать с ребёнком много вдохновенных минут…».

Право каждого ребёнка – право на полноценное детство, сочетающее в себе эмоционально комфортное состояние и полноценное психофизическое развитие. Важнейшая потребность ребёнка – быть принятым, понятым, признанным. Дети подсознательно надеются на то, что их поймут и примут всякими: в любом состоянии, в каждом своём проявлении. Конечно, легко и просто принять ученика, когда достоинства превалируют над некоторыми недостатками. Гораздо сложнее принять особого ребёнка. В основе успеха моей работы с такими детьми – принятие, а в основе принятия – понимание и любовь к детям. И только в этом случае особенность не будет восприниматься как недостаток. В одном из психологических очерков Л. С. Выготский писал: «Никакое большое дело в жизни не делается без большого чувства». Большое счастье для меня – быть свидетелем детского восторга от собственных достижений, который ты и сам ещё не забыл. Дети должны иметь возможность и содержательное основание полностью доверять педагогу. Нельзя лишать их такой возможности. И какая большая радость для педагога – завоевать доверие Маленького Человека!

В своей работе с детьми с особыми образовательными потребностями я разрабатываю индивидуальные образовательные маршруты, корректирую образовательную программу с учетом особенностей развития в сочетании с представлениями о специфических проблемах и ресурсах ребёнка, использую принципы личностно–ориентированное обучения, привлекаю к работе специалистов. Таким образом, создаю единое образовательное пространство и соответствующую предметно-развивающую среду.

Залогом успешной реализации стоящих передо мной задач я считаю профессиональное самосовершенствование. Учитель – это человек, который желает учиться сам и учить всех, кто желает учиться у него. Так какой же он, современный учитель и какова его миссия? По моему мнению, современный учитель – это новатор, исследователь, консультант, воспитатель, организатор и руководитель проектов; любящий, понимающий, отдающий свое сердце детям! Учителя могут быть разными, но у всех одна миссия. Увидеть талант ребенка и развить его, не дать погаснуть искре Божьей, помочь сориентироваться в таком сложном мире и найти свой путь. «Не жизнь суживайте до учения, но учение расширяйте до жизни!» - говорил педагог, психолог и философ Павел Петрович Блонский, руководивший лабораторией мышления в Московском институте психологии.

Я постоянно умножаю свой образовательный потенциал, накапливаю его и делюсь с коллегами. Постоянное недовольство собой нисколько не противоречит тому, что Учителем может стать только уверенный в себе, в своих силах человек. «Поверь в себя, и другие поверят в тебя». Без чего невозможна такая уверенность? Без ясного и четкого понимания того, какие именно знания, умения, навыки, просто душевные, человеческие качества будут востребованы обществом.

Ведь, в конечном итоге, цель моей деятельности – сделать ученика счастливым человеком, уважающим себя, свой талант, умеющим делать свой выбор, радоваться победам, справляться с потерями, двигаться по жизни вперед и стремиться к самосовершенствованию.

«Такой результат возможен только там, где живой человек ценится больше, чем все абстрактные теории и высокие идеалы, там, где достигается гуманность и конечное осуществление человека» (О.Ф. Больнов, немецкий философ).

Результаты внедрения ФГОС НОО в начальной школе Скачать
Эссе Скачать
Информационная карта участника Скачать
Результаты внедрения ФГОС НОО в нач.школе Скачать
 
 

Контакты

Адрес школы

156543, Костромская область, Костромской район, село Минское, улица Куколевского, дом 21

Email

This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Обратная связь